Шлем стальной обр. 1940 г. (СШ-40)
Страница 1 из 1
20131202
Шлем стальной обр. 1940 г. (СШ-40)
Шлем стальной обр. 1940 г. (СШ-40)
Ка́ска (от фр. casque — шлем) — средство индивидуальной защиты, защитный шлем военнослужащих.
Каска используется, как правило, в военных действиях для защиты от осколков снарядов, бомб, а также пуль с малой пробивной силой. В русской армии появилась в XVI веке. В начале XIX века каски были головным убором русских драгун и кирасир, то есть в кавалерии, сражавшейся преимущественно холодным оружием, где каска сохраняла некоторую ценность: защищала голову от рубящего удара сверху. Исторически каска явилась этапом в развитии защитного шлема, и своё название получила от латинского слова, обозначавшего металлический шлем.
Шлем — предмет защитного вооружения, предназначенный для защиты головы от повреждений.
В 1915 году русский военный атташе во Франции полковник граф А. А. Игнатьев доносит в Петроград о ценном нововведении во французской армии и настаивает на немедленном введении касок в русской армии. С большим трудом ему удается добиться от российского командования согласия заказать 1 миллион касок для русской армии. К концу 1915 года «каски Адриана» попадают на русский фронт. Их отличие от французских только в том, что на передней части помещен рельефный русский двуглавый орел.
Российская армия стала получать каски отечественного производства только к концу 1916 года. За основу была взята французская «каска Адриана». (См. на фото под №4). Но русские конструкторы сделали свою каску цельной, а не сборной из трех частей. Металл на каске стал значительно прочнее. Вместо обычной стали была использована броневая. Под наименованием «шлем стальной образца 1916 года» каска стала к ноябрю поступать в войска. Революционные события начала 1917 года сорвали план производства касок.Русский шлем имел некоторую внешнюю схожесть с французской каской Адриана, но в то же время оставался уникальным. Шлем изготавливался из сплава стали и никеля путем штамповки. В верхней части купола шлема располагалось вентиляционное отверстие, прикрытое выпуклой треугольной накладкой, прикрепленной к поверхности шлема тремя клепками. Вес шлема составлял 800—850 грамм, толщина стали 1,2 мм. Подшлемник изготавливался из ткани и крепился с помощью гофрированных алюминиевых полос, так же как на каске Адриана, предназначенных для вентиляции и прикрепленных к поверхности шлема с помощью восьми клепок. В верхней части подшлемник имел круглое отверстие, размер которого регулировался с помощью шнура. Подбородочный ремень изготавливался из кожи, его размер регулировался прямоугольной пряжкой. Крепление подбородочного ремня осуществлялось с помощью прямоугольных металлических колец, прикрепленных к полям шлема двумя парами клепок. Шлемы, выпущенные для русской армии, были окрашены в цвет хаки. Шлемы этой модели так и не были широко использованы русской армией. В период Гражданской войны небольшая часть шлемов использовалась добровольческими армиями.
Стальные шлемы, используемые в СССР:
1. Стальной шлем CIII-39 с кольцевым подтулейным устройством
2. Стальной шлем СШ-40 с лепестковым амортизатором
3,7.Стальной шлем СШ-36
4. Стальной шлем обр. 1916 г.
5. Шлем для частей местной противовоздушной обороны обр. 1938 г.
6. Стальной шлем образца 1915 г. (французский) с жестяной звездой, нач. 1930-х
В СССР к теме касок обратились в начале 1930-х годов. Однако первоначально немногочисленные «каски Адриана» французского и русского производства можно было увидеть лишь на парадах на бойцах привилегированных частей (См. на фото под №4 и 6). А в 1934 году было выдано задание на разработку каски нового образца. Образец, представленный на рассмотрение военному руководству, лично испытывал маршал Буденный, рубя шлем шашкой. Несмотря на то, что этот эпизод принято рассматривать как анекдотический, в действиях маршала был здравый смысл. Удар шашкой имитировал попадание шрапнели (Буденный прокомментировал, что шлем недостаточно защищает плечи бойца от поражения сверху).
Переделанный шлем (с увеличенными полями) был принят на вооружение РККА под названием «красноармейский шлем стальной обр. 1935 г.». (См. на фото под №3 и 7). В таком виде он немного напоминал немецкий шлем 1916 года. «Каски Адриана», хранившиеся на складах, передали в пожарную охрану — они прослужили пожарным как минимум до 1950-х годов. Каски в СССР обычно окрашивались матовой краской защитного цвета. Впоследствии выяснилось, что большие поля новой каски создают большую парусность. При сильном ветре, а также при движении на лошади, мотоцикле, в кузове грузовика это приводило к тому, что каску сдувало набок. К тому же каска была слишком тяжела.
Недостатки СШ-36 были слишком очевидны, и необходимо было произвести дополнительные исследования для создания лучшего шлема. Снова было протестировано множество шлемов, созданных в западных странах. В 1937-38 несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Характерный гребешок был снят со шлема и контур шлема приобрел новые очертания. Этот шлем известен как СШ-39. (См. на фото под №1). Силуэт русского солдата в нем стал образом воина-победителя на многие годы. Шлем изготавливался из стали намного лучшего качества, чем та, из которой изготавливался СШ-36, его вес составлял 1250 грамм, толщина стенок 1,9 мм. Подшлемник имел купольную форму, изготавливался, как правило, из ткани (также подшлемник мог быть изготовлен из кожи, кожзаменителя или вощеной ткани), обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя и имел купольную форму. Под тканью устанавливалась подкладка из сукна или фетра. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Крепление тканевой основы осуществлялось к стальному обручу, который в свою очередь с помощью держателей крепился к поверхности шлема тремя клепками, таким образом, предотвращая соприкосновение подшлемника со стенками шлема, обеспечивая тем самым вентиляцию и выполняя амортизационные функции. Шлем окрашивался в оливковый цвет или в цвет хаки. С внутренней стороны шлема, в затылочной части около нижней кромки, на советских шлемах проставлялся штамп завода-изготовителя, а также штамп с указанием размера шлема.
В 1940 году была принята на вооружение РККА каска нового образца — «Шлем стальной обр. 1940 г.» (СШ-40) (См. на фото под №2), которая без особых изменений просуществовала несколько десятилетий. По сути, она используется в ВС России до сих пор.
Конструкция СШ-40 отличается от предыдущего образца, СШ-39, используемым подтулейным устройством или подшлемником, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подшлемника применялось шесть заклёпок, в СШ-39 — три. Подшлемник состоит из трёх частей-«лепестков», изготовленных из искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки размера. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородочный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой. В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов, СШ-40 выпускался только трёх размеров («номеров»). Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера — 800 г.
Менее узнаваемая каска обр. 1938 г. (См. на фото под №5) предназначалась для частей местной противовоздушной обороны (по своей сути гражданских, полувоенных организаций).
Местная противовоздушная оборона (МПВО) — система оборонных мероприятий, осуществлявшихся местными органами власти под руководством военных организаций, направленных на защиту населения и народного хозяйства от нападения врага с воздуха и ликвидацию последствий осуществлённых ударов.
В СССР централизованная общесоюзная организация МПВО была организована 4 октября 1932 года. МПВО возникала в крупных городах, на важных объектах промышленности, транспорта, связи, в учреждениях, учебных заведениях, в жилом секторе. Строились убежища, население обучалось способам защиты от воздушного и химического нападения, готовились формирования спасательных и срочных аварийных работ.
В 1940 году в качестве Главного управления, МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.
Особенно широкий размах местная противовоздушная оборона приобрела в годы Великой Отечественной войны: части и формирования МПВО обезвреживали авиабомбы и артиллерийские снаряды, ликвидировали пожары и загорания, восстанавливали мосты, предотвращали аварии, оказывали медицинскую помощь.
В 1961 году МПВО была преобразована в гражданскую оборону — в связи с развитием оружия массового поражения.
Ерофей- Сообщения : 1041
Возраст : 52
Откуда : г. Чехов, Московской обл.
Похожие темы
» Стальной осколочно-фугасный снаряд 53-ОФ-350 (корпус)
» Дисциплинарный устав Красной Армии (1940 г.)
» знаки различия армий второй мировой войны
» Монета Латвии периода первой Республики (1920 - 1940).
» знаки различия РККА,СА,НКВД,РКМ,МПС,ГУЛАГ,прокуратура СССР.
» Дисциплинарный устав Красной Армии (1940 г.)
» знаки различия армий второй мировой войны
» Монета Латвии периода первой Республики (1920 - 1940).
» знаки различия РККА,СА,НКВД,РКМ,МПС,ГУЛАГ,прокуратура СССР.
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения